Андреев Леон. Ник

Андреев Леон. Ник

АНДРЕ́ЕВ Леон. Ник. (1871—1919) — писатель. Из мещанской семьи. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Служил пом. присяжного поверенного. Первая публикация — рассказ "В холоде и золоте" (1892). С 1897 на газ. работе, в осн. в радикальной газ. "Курьер" в качестве судебного хроникера и автора рубрик "Впечатления" и "Москва. Мелочи жизни" (последние под псевд. Джемс Линч); зав. отделом беллетристики. Известность получил с публикацией рассказа "Баргамот и Гараська" (1898). В 1900 вошел в лит. кружок "Среда" и стал одним из его председателей. Писательская жизнь А. складывалась в орбите М. Горького; их "дружба-вражда" длилась два десятилетия, была полна драматизма из-за различия худож. и обществ. позиций.

В годы раннего творчества А. овладел неск. манерами письма: от "натуроподобной" до "фантастической", органично сочетавшимися в его творчестве: рассказы с новеллистич. основой ("Первый гонорар", "Предстояла кража" и др.), философского наполнения ("Большой шлем", "Жили-были", "Петька на даче" и др.), символико-аллегорические ("Стена"), экспрессивные этюды ("Набат", "Ложь", "Бездна"). Программные пов. "Жизнь Василия Фивейского" (1903) и "Красный смех" (1904), — одно из первых произв. в мировой лит-ре, где тема "безумия и ужаса" войны дана в экспрессионистич. стиле, посв. распаду христианского сознания в условиях новейшей цивилизации.

В 1900-е гг. А. захвачен "благодатным, шумным дождем революции" (в 1905 за предоставление квартиры для заседания ЦК РСДРП заключался в Таганскую тюрьму). В центре внимания писателя теперь проблема соц. психологии ("Так было", "Губернатор", "Христиане", "Тьма"). Революция всколыхнула темных фанатиков веры ("Савва"), голодных ("Царь-Голод"), мстителей ("Рассказ о семи повешенных"), мужиков-разбойников ("Сашка Жегулев"), но преображения, по А., не произошло, и духовный результат революции проблематичен.

Образ революционера у А. ("К звездам", "Савва", "Тьма", "Рассказ о семи повешенных", "Сашка Жегулев") воплощает вершину нравств. чувства, духовного сознания эпохи, но он трагичен, и путь его подвига (бунты, террор, разбой и т. п.) исторически бесперспективен (ср. произв. А. на ветхо- и новозаветные сюжеты: "Бен-Товит", "Елеазар", "Иуда Искариот" и др., а также соч. с фантастич.-мифологич. мотивами — "Анатэма", "Дневник Сатаны" и др.). В 1906 А. уехал в Гельсингфорс, где был участником рев. событий и свидетелем подавления Свеаборгского восстания. Произв. А. появляются вскоре в "Золотом руне", сб-ках "Земля", изд-ве "Шиповник", альманахи к-рого А. стал редактировать.

Первые пьесы А. ("К звездам", 1905, "Савва", 1906) можно отнести к соц.-философскому условному т-ру ("Жизнь Человека", 1906, "Царь-Голод", 1907, "Анатэма", 1908). "Жизнь Человека" была отмечена Обществом рус. драматич. писателей Грибоедовской премией; с успехом шла на сцене т-ра В. Ф. Комиссаржевской (в пост. В. Э. Мейерхольда) и МХТ (в пост. К. С. Станиславского); но, поставленные как элитарные спектакли с привкусом декадентства, они не удовлетворили А. В 1909—19 он пробует создать т-р "пан-психе": действие перенесено внутрь человека, к-рый является частицей "мировой души". Этапными стали мелодрама на совр. тему "Екатерина Ивановна" (1912), трагедия интеллекта "Мысль" (1914), героич. трагедия нар. души "Самсон в оковах" (1915) и пьеса-сказка "Тот, кто получает пощечины" (1915), мистерия одиночества "Собачий вальс" (1916), трагедия замкнутого сознания "Реквием" (1916). Свои сатирич. миниатюры А. назвал "анекдотами": о псевдоцивилизованном человечестве — "Любовь к ближнему" (1908), "из римской истории" — "Прекрасные сабинянки" (1912) и "Конь в сенате" (1915), о псевдокультурной обывательщине — "Монумент" (1916). Они с успехом шли в т-ре "Кривое зеркало".

В 1910-х гг. А. печатался в газ. "Рус. воля"; писал рассказы иронические ("Чемоданов", 1917 и др.), реалистические ("Полет", 1914), "библейские" ("День гнева", 1910, "Земля", 1912), пов. о маленьком человеке перед лицом "великих дней" ("Иго войны", 1916), трагико-сатирич. ром.-антиутопию "Дневник Сатаны". Его публицистич. статьи "Мое предсказание", "Путь красных знамен" (1917) связаны единым кругом проблем: мировая война, к-рая должна превратиться в ряд революций. А. восторженно принял Февр. и враждебно — Окт. революцию.

Л. Н. Андреев

Л. Н. Андреев

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Андреев Леон. Ник" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»